Все

«Синдром вахтера». Как общаться с тем, кто вымещает на нас свои комплексы.

«Я человек маленький!», — так говорят герои русской литературы. И очень жаль «маленьких людей» с их ничтожной жизнью; даже не жизнью — прозябанием. А иногда дайте вы власть такому «маленькому человеку», скажем, посадите его в регистратуру больницы или пропуска проверять, давать разрешения или запрещать что-то, — очень изменится этот «маленький человек». И так начнет вымещать на других свой комплекс неполноценности, что ахнешь.

Тот, кто себя считает «маленьким», несчастным, бедным, жалким, на самом деле испытывает крайнее недовольство своим положением и считает, что заслуживает лучшего. Непонятно за что, но заслуживает! А все лучшее захватили другие люди, вот почему «маленький человек» ничего не получил. То есть, получил, но мало! Маловато будет. Он достоин лучшей жизни просто потому, что он — это он. Обратная сторона комплекса неполноценности — мания величия, вот в чем дело. Потому и подчеркивает человек свое убожество и слабость; называет себя «маленьким», сетует на несправедливость жизни. Царь Иван Грозный тоже любил свое ничтожество подчеркнуть, назвать себя «недостойным рабом» или еще как. А что творил — даже страшно становится…

И у «маленького» человека возникает «синдром вахтера». Если хоть что-то в его власти, он будет этой властью упиваться и мучить других людей. Это месть. Это подчеркивание своей важности. Он может пустить, а может — не пустить. Может дать справку, а может заставить вас еще раз прийти. Может нахамить, унизить, — ведь от него кто-то зависит! Вот он и превращается в Ивана Грозного или в помещицу Салтычиху. И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми. Это психологический садизм.

loading...

При общении с таким «вахтером», кем бы он ни был, нельзя разговаривать слишком вежливо и проявлять неуместную деликатность. «Будьте любезны», «сделайте милость», «пожалуйста, будьте добры», — хорошие слова. Только «маленький человек» их воспринимает как слабость. Значит, надо вами можно поиздеваться. И что-то вам очень нужно, раз вы так вежливы и угодливы. Поэтому разговаривать надо вежливо, но официально, коротко, веско. Официальный тон сбивает «вахтера» с толку — а вдруг вы тоже «вахтер», только рангом повыше? Вдруг вы начальник?

Начальников-то «маленький человек» и боится. Поэтому обращение к начальству в случае издевательства — единственный выход. Не вступать в конфликт и дискуссию, сразу требовать начальника и писать жалобу. Немедленно вызвать вышестоящее лицо — единственный способ победить «вахтера».

Эмоции проявлять не надо — ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго. Надо же, он заставил хорошо одетую даму плакать! Значит, он силен! Он вынудил интеллигента ругаться — значит, он всемогущ! И другие люди куда слабее и хуже, чем он…

Только эти правила могут облегчить контакт с «вахтером». И понимание, что за издевательствами и хамством скрывается страшный комплекс неполноценности. Что бы ни думал о себе такой «вахтер», подсознательно он чувствует, кто он. Злое ничтожество, которое ничего не достигло в жизни из-за лени, бездарности, глупости… В лучшем случае, он всю жизнь будет «пущать или не пущать», в худшем — потеряет и эту работу из-за жалоб посетителей. В Китае, например, таких «вахтеров» судят наравне с коррупционерами. Может, это и правильно. Но и нам надо вести себя правильно, чтобы избежать ненужного конфликта и сберечь энергию.

Анна Кирьянова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

wp-puzzle.com logo