Все, Истории

Побег из Гонконга или как стать миллионером, угнав китайскую джонку

Джонки на протяжении веков были национальной гордостью и главным военным секретом Китайской империи. Несмотря на кажущуюся простоту, эти суда могли нести большой груз, развивали большую скорость, были маневренны и с успехом применялись в военных сражениях на море. Китаю долгое время удавалось оберегать технологию их создания путем запрета на продажу иностранцам. Но жажда наживы победила все страхи и запреты, и одна из джонок все же сумела добраться до Нью-Йорка и даже до Лондона, где произвела настоящий фурор.

Побег из Гонконга или как стать миллионером, угнав китайскую джонку

Китай на протяжении веков противостоял европейскому вторжению вглубь своей территории и препятствовал разглашению своих национальных секретов. Одним из них были джонки — легкие, быстрые лодки с бамбуковыми мачтами и парусами-циновками. Самые крупные джонки имели по 5 мачт и были довольно вместительны. Они использовались как для перевозки грузов, так и для участия в морских сражениях, могли подниматься по рекам и плавать в прибрежных морях. Знаменитый путешественник Марко Поло, который провел несколько лет в Китае, восхищался тем, что в трюмах этих судов имелись водонепроницаемые перегородки, в то время как в Европе о такой технологии даже и не догадывались. То есть, если такой корабль получал пробоину, он не шел ко дну, а в большинстве случаев оставался на плаву благодаря тому, что трюм был разделен на несколько изолированных отсеков.


Побег из Гонконга или как стать миллионером, угнав китайскую джонку

Китайские джонки было запрещено продавать иностранцам, и это правило строго соблюдалось вплоть до XIX века. В конце XVIII — начале XIX веков при империи Цин китайцы активно продавали свои товары в Европу, но англичан, голландцев и других европейцев на свою территорию практически не пускали и всячески противились влиянию запада. Лишь португальцам удалось закрепиться в Макао, и торговые суда англичан заходили в морские порты Китая. Но коварные англичане спровоцировали Опиумные войны, которые сильно ослабили империю, вынудив Китай начать торговлю с западом и пойти на существенные уступки. Как раз в этот период и произошло хищение джонки «Кхэйин».

Побег из Гонконга или как стать миллионером, угнав китайскую джонку

Сегодня трудно сказать, кто был китайским владельцем знаменитой джонки, известно лишь, что в ее похищении из Гонконга поучаствовали англичане. Это произошло в 1946 году, когда в Гонконге уже хозяйничали подданные Британской королевы, получившие город после поражения Китая в Первой опиумной войне. Джонка покинула родные моря в декабре 1946 года и под предводительством английского капитана Чарльза Келлетта пересекла Индийский океан, обогнула Африку и после путешествия по Атлантике встала на якорь в порту Нью-Йорка. Это произошло в июле 1947 года, спустя 7 месяцев после похищения, а это было именно похищение, так как китайские моряки, составлявшие основную часть экипажа, изначально полагали, что судно идет в один из регионов Юго-Восточной Азии, но никак не к берегам Америки.

Побег из Гонконга или как стать миллионером, угнав китайскую джонку

Конечно, китайская джонка в порту Нью-Йорка — это было событие экстраординарное. Ежедневно несколько тысяч посетителей поднимались на борт «Кхэйин», принося англичанам немалый доход. Такой же ошеломительный успех ждал джонку и в Бостоне, куда судно прибыло спустя несколько месяцев. После американского триумфа китайское судно под управлением предприимчивых англичан направилось в Лондон, преодолев Атлантику всего за 21 день. Здесь история повторилась, джонку посетили сотни тысяч туристов, в числе которых была сама королева Виктория.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

wp-puzzle.com logo